ЕВГЕНИЙ ОСИНОВСКИЙ: Равное общество – основа для быстрого экономического роста

Ann Vaida

Jevgeni Ossinovski tervishoid

В эстонской дискуссии на тему экономической политики долгое время доминировала ошибочная точка зрения, будто бы крупные инвестиции в человека препятствуют экономическому росту. Наоборот, более равные общества развиваются быстрее, а сокращение бедности и вовсе ускоряет экономический рост.

Долгие годы экономикой Эстонии управляли исходя из двух правил. Во-первых, более масштабные инвестиции в благополучие общества (в сокращение неравенства, в образование, в региональное развитие медицины) возможно сделать лишь тогда, когда мы станем богатыми. Во-вторых, ценность представляют лишь предприниматели, а значит, все общество должно стараться во имя того, чтобы создать им наилучшие условия и превратить «минимальное» государство в «ультра-минимальное». Оба эти правила в корне неверны.

Экономический рост – не цель, а средство

Начнем с того, что я принципиально не согласен с утверждением, что главная цель Эстонии – экономический рост. Это могло бы быть провозглашено каким-нибудь политиком в Сингапуре, где нет национального общества с глубокими культурными корнями, но не в Эстонии. Наша Конституция гласит, что Эстония является демократическим правовым государством, которое должно обеспечить сохранность эстонского народа, языка и культуры. Экономический рост, безусловно, способствует достижению этой цели, но не является первичным условием.

В этом контексте особенно гротескно звучат недавние высказывания председателя Партии реформ Ханно Певкура о том, что интересы предпринимателей должны быть выше государственных. Это не так. Государство  — это институциональная форма общества как целого, где демократическим способом, защищая свободу каждого человека, ищется справедливый компромисс между представителями разных интересов: отдельной личности и общества, работника и работодателя. Компромисс, который в дальнейшей перспективе приведет к частному и общему благу. Компромисс, который обеспечит жизнеспособность Эстонии как национального государства на долгие времена.

 Предпринимателю нужен работник

Говоря обо всем этом, я ни в коем случае не хочу уменьшить значимость предпринимателей. Для успешного ведения бизнеса, несомненно, нужны хорошие предприниматели. К сожалению, в Эстонии люди склонны забывать, что для этого необходимы также образованные и здоровые работники, которые вместе с предпринимателями создают ценность. Отношения между работодателем и работником – это не конфликт, а синергия. Для развития предпринимательства необходимо такое государство, которое гарантирует безопасность, честную конкуренцию, открывает двери, ведущие на зарубежные рынки, инвестирует в науку и развитие.

На самом деле, мы знаем, что в современной экономике, основанной на знаниях, человеческий капитал стал наиважнейшим ресурсом. Нам известно и то, что одними из главных факторов, тормозящих развитие предпринимательства в Эстонии, являются недостаточная квалификация рабочей силы, плохое здоровье и нехватка рабочих рук. Как показали многие исследования, по оценке самих же бизнесменов, вопрос человеческого капитала важнее, чем процент налога и наличие денег.

Мы знаем, что рост экономики и рост общественного благополучия – это разные вещи. Экономический рост, плоды которого в непропорциональном объеме собирают богатые, несправедлив. Экономический рост, во имя которого причиняется вред природе или приносится в жертву здоровье, неустойчив.

Увы, развитие Эстонии последних лет характеризуют именно эти проблемы. Эстония занимает второе место в ЕС после Болгарии по энергетической интенсивности экономики. Это значит, что на каждую единицу ВВП мы потребляем в два раза больше энергии, чем Латвия, Литва и Финляндия (да, причиной тому невероятно загрязняющая природу сланцевая энергетика).

По числу прожитых в здравии лет мы со своим показателем в 55 лет занимаем последние позиции вместе с Латвией и Литвой. Более сбалансированно развивающаяся (социал-демократическая, если желаете) Швеция опережает нас в этой таблице на 15 лет.

Кто пожинает плоды экономического роста?

Самым суровым является рост неравенства, который сопровождает нашу экономическую модель. После выхода из последнего экономического кризиса в Эстонии стало увеличиваться неравенство в доходах. Если индекс Джини, измеряющий неравенство, в 2010 году был примерно средним по ЕС, то к 2013 году Эстония стала страной с самым высоким показателем неравенства в доходах. Та же картина открывается перед нами, если мы посчитаем, во сколько раз доходы 1/5 самых богатых жителей превышают доходы 1/5 самых бедных. В Эстонии – в 6,5 раз, в среднем по Евросоюзу – в 5,2 раза, в Финляндии – лишь в 3,5 раза. Опять же, еще в 2010 году у нас был средний показатель по Европе. Вывод прост: до последнего времени в более бедных странах Европейского союза (да, мы должны это честно признать) плоды экономического роста собирали в основном те, у кого и раньше дела шли неплохо. Этим можно объяснить и то, почему именно в эти годы ускорилась миграция из Эстонии, достигнув к 2013 году наивысшего уровня в этом веке.

Рост неравенства – это не случайность, а результат осознанной и неверной политики. В условиях экономического кризиса урезали социальную сеть безопасности, которая до сих пор до конца не восстановлена, в то же время правительство, возглавляемое тогда Партией реформ, продолжило делать налоговые подарки самым богатым (например, снизили подоходный налог и упразднили земельный).

Отравление политики

Показатели неравенства – это, конечно же, абстракция, однако, сопровождающая их бедность – вполне осязаемая реальность для десятков тысяч жителей Эстонии. Бедность становится причиной разочарования в себе, в работодателе и государстве.

Разочарование в социально-экономическом устройстве становится почвой для радикальных настроений. Это закономерно. Когда люди недовольны своим положением, они меньше доверяют другим людям, меньше доверяют государству и пребывают в страхе перед будущим. К сожалению, некоторые из них начинают искать врагов, на кого можно было бы повесить вину. Будь то иностранцы или банкиры. Конечно, эта вражда не решит ни одной проблемы, лишь ослабит сплоченность в обществе.

Разумеется, в такие моменты появляются политики, которые готовы перевести отравленные настроения людей в отравленную политику. Именно в период растущего неравенства поднимаются популисты и радикалы.

Один известный бизнесмен когда-то сказал, что ему в общем-то все равно, будут ли страной руководить социал-демократы, IRL или Партия реформ, но если неравенство продолжит расти, то к власти придет EKRE и перечеркнет все прежнее социальное устройство. Смотрите, какую суматоху успел Трамп сотворить за полгода, поставив под удар международный авторитет США, экономический рост, не говоря уже о сплоченности общества.

Есть примеры и из ближнего зарубежья. В Польше, где еще год назад обсуждали закон о сожительстве, теперь хотят полностью запретить аборты, а судебную власть подчинить правительству.

Неравенство тормозит экономическое развитие

Главный внутренний враг Эстонии – не гомосексуал, не русский и не бездетная женщина, а бедность. Бедность раскалывает общество, препятствует самореализации людей. Кроме того, бедность тормозит и экономический рост, так как более равные общества развиваются быстрее.

Это логично. Если меньше бедности, значит, больше возможностей быть успешным, больше более образованной и здоровой рабочей силы. Общество, в котором социальный разрыв не столь велик, эффективнее использует потенциал каждого человека.

По данным ОЭСР, понижение коэффициента Джини на один пункт дает прибавку в 0,8% к экономическому росту в течение пяти лет. Поэтому, если в Эстонии неравенство уменьшится до среднего по ЕС уровня, это будет означать для нашей экономики рост примерно на уровне 5%. Если же мы достигнем уровня Финляндии, то экономический рост достигнет 10%. Кроме экономической выгоды, мы получим также более счастливое, здоровое, образованное общество, в котором люди относятся друг к другу с большим уважением. Нам есть к чему стремиться.

Мы останемся навсегда бедными, если намерены инвестировать в равные возможности для людей лишь тогда, когда станем богатыми. Северные страны стали успешными, так как десятилетиями постоянно инвестировали в возможности каждого человека. Экономика лежит на социальной подушке, а экономический рост сопутствует развитию общества, а не предшествует ему.

Примитивная философия неолибералов: «сперва экономика, потом человек», — в корне неверно понимает отношения общества и экономики. Экономику нельзя рассматривать отдельно от общества. Экономика не может расти быстрее, чем могут позволить социальные ресурсы.

Верный поворот

Политика социал-демократов отталкивается именно от этого убеждения. Нас пытались сделать ответственными за все, что сделало новое правительство. Хотя это не совсем верно, но мы действительно повернули Эстонию на более социал-демократический путь.

 

Наша политика основана на убеждении, что каждый человек важен. Что у каждого должно быть все хорошо. Мы работаем над этим уже три года с тех пор, как вошли в правительство.

 

Хотя 60 тысяч детей, растущих в бедности, и не писали каждый день статьи (в отличие от производителей пива) о том, как бедность съедает их возможности, мы провели крупнейшую в истории Эстонии реформу детских и семейных пособий. Рост детских пособий, бесплатные обеды в гимназии, повышение прожиточного минимума вывели 10 тысяч детей из абсолютной бедности к 2015 году. Дополнительные решения (алиментный фонд, пособие на третьего ребенка, государственная поддержка кружков по интересам и т.д.) сократят детскую бедность к 2019 году до уровня Скандинавии.

 

Не писали статьи и сотни тысяч низкооплачиваемых работников, чья налоговая нагрузка была необъяснимо высокой. Они выразили свое отношение к этому, проголосовав за популистскую партию или просто переехав в Финляндию. Благодаря нашей реформе, со следующего года у 75% рабочего населения ежемесячно будет оставаться на руках на 64 евро больше. Это выведет почти 50 тысяч рабочих людей из относительной бедности.

Да, мы просили, чтобы для обеспечения сбалансированного развития более богатые вносили бы больший вклад в общество. Чтобы у каждого жизнь стала лучше. Ведь как бывает дома: если у большинства дела пошли в гору, то у остальных дела тоже поправились.

Результатом таких изменений должно стать более дружелюбное, сплоченное и смело смотрящее в будущее общество. Общество, которое быстрее развивается и где плоды развития достаются каждому.

Социал-демократы согласны, что это поворот в эстонской политике. Этот поворот нужен. И этот поворот – верный.