В результате июньского кризиса в столичной мэрии избиратели узнали, что центристы и реформисты готовы сформировать коалицию в Таллинне. Сценарий, который неприятен избирателям обеих партий, на этот раз все же не реализовался, пишет советник мэра Таллинна Иван Лаврентьев.
Если традиционно июнь принято считать месяцем, когда политические страсти временно утихают, то на этот раз все вышло наоборот. В Таллинне почти месяц бушевал политический кризис, вызванный непродуманными шагами Партии реформ, в ходе которого судьба мэрии под руководством социал-демократа Евгения Осиновского висела на волоске. Однако противоречия удалось разрешить: вотум недоверия мэру провалился, а ставшая формальным поводом для расприй отмена платы за детский сад будет реализована.
Реальная причина кроется в низком рейтинге Партии реформ — как в Таллинне, так и на республиканском уровне. В мае мэрия отправила в городское собрание проект дополнительного бюджета. Две недели спустя в один и тот же день фракции реформистов и центристов выслали пресс-релизы, в которых сообщили о плане внести поправку к допбюджету, которыми плату за детский сад отменят. Три других коалиционных партнера — социал-демократы, партии «Отечество» и «Ээсти 200» начали с реформистами переговоры и пытаются искать способы снизить плату за место.
Напомним, что отмена платы за место в детском саду была среди предвыборных обещаний у доброй половины партий, включая социал-демократов. Вопрос не в этой мере как таковой, а в неординарном способе ведения реформистами переговоров: вице-мэров проект допбюджета устроил, а потом вдруг выяснилось, что есть и другие мнения, и они важнее. Риторический вопрос: чье мнение в партии всегда важнее других? Естественно, председателя.
Двойственный союз
Руководитель таллиннских реформистов Пяртель-Пеэтер Пере активно отрицал, что его партия ведет закулисные переговоры с центристами. Лидер последних Михаил Кылварт тоже убеждал публику, что никаких переговоров нет. А вот председатель реформистов и премьер Кристен Михал был менее резолютным, лишь пытаясь выставить все так, будто он знать не знает о деталях происходящего в Таллинне.
После двух недель вранья Пере и Кылварт наконец-то изменили риторику. 29 июня Пере написал сопартийцам, что «сотрудничество с центристами неизбежно», а Михаил Кылварт заявил о готовности вести переговоры с реформистами. Чтобы посеять еще больше хаоса, реформисты преждевременно представили своего кандидата в мэры — предпринимателя Урмаса Сыырумаа, у которого в Таллинне обширные бизнесы и неминуемый конфликт интересов на каждом шагу.
Когда социологи измерили мнение избирателей о потенциальной коалиции реформистов с центристами, то выяснилось, что таким вариантом недовольны почти две трети избирателей обеих партий. Это легко объяснимо: центристы в своей пропаганде постоянно критикуют правительство Михала и его налоговую политику, а реформисты любят время от времени вытаскивать «русскую карту». При такой гипотетической коалиции принципиальные противоречия были бы неминуемы: одни хотят ничего не менять в русской школе, другие с радостью бы отменили бесплатный общественный транспорт и т.д.
Двойственные чувства многих реформистов и их избирателей можно понять. Трижды признанная судом виновной в коррупционных преступлениях Центристская партия — не самый легкий коалиционный партнер. Огромные долги партии лишь повышают коррупционные риски. Михаил Кылварт с сомнительными страницами биографии в лихих 1990-х, поездками в лагеря движения «Наши» на Селигер, активной многолетней борьбой против перехода на эстонский язык в школах и снисходительным отношением к открыто пророссийским сопартийцам — токсичная фигура для большинства эстонцев.
Коалиция выстояла
«Что-то пошло не так», — вероятно, думали в конторе Партии реформ, глядя на реакцию прессы, данные соцопросов и открытую критику со стороны видных сопартийцев. Политики-реформисты в кулуарах признаются, что Кылварт потребовал в этом неоднозначном союзе семь кресел районных старейшин из восьми. Если это так, то налицо очередное вранье от председателя центристов, постоянно заявлявшего, что центристы не будут требовать себе позиций до местных выборов. Звучит правдоподобно: как опытный муниципальный политик, Кылварт хорошо знает, что именно старейшины собирают голоса на местных выборах.
В итоге, закулисные переговоры не привели к желаемому результату. Доверие сторон было подорвано, а многие жители Таллинна даже не поняли, зачем реформисты затеяли всю эту возню. Верхушка Партии реформ изменила курс и приняла предложение мэра Евгения Осиновского вернуться за стол переговоров. Коалиция в составе четырех столь разных партий возникла после того, как суд признал центристов виновными по делу Porto Franco. Эта коалиция продолжит работу до местных выборов. А там уж избиратели смогут решить, хотят ли они вернуть опытных коррупционеров к власти.
ИВАН ЛАВРЕНТЬЕВ ⟩ Двойственный союз, или Как Михал и Кылварт не поделили Таллинн