Член экономической комиссии Рийгикогу Яак Ааб считает критику в адрес минимальной зарплаты не подтверждённой ни экономическими исследованиями, ни практикой последних лет. Он подчёркивает, что спор о минималке – это в первую очередь разговор о производительности труда, социальной справедливости и региональном развитии.
Отвечая на утверждения, что минимальная зарплата может вытеснять с рынка труда работников с низкой квалификацией, Яак Ааб отмечает, что, по его мнению, проблема скрыта в другом – в самой структуре экономики.
«Низкая минимальная зарплата воспроизводит рабочие места с низкой добавленной стоимостью, тогда как более высокая минималка мотивирует предпринимателей вкладывать больше в производительность труда, создание большей добавленной стоимости и обучение работников», – подчёркивает он.
Ааб указывает, что производительность труда в Эстонии составляет лишь около 80% от среднего уровня по Европейскому союзу, и именно это, по его словам, – основная причина низкой конкурентоспособности страны.
«Низкие зарплаты оставляют многих работающих людей в Эстонии за чертой бедности и не улучшают нашу конкурентоспособность», – отмечает он.
В качестве аргумента он также ссылается на международные исследования.
«В 2021 году Нобелевскую премию по экономике получил экономист Дэвид Кард, который эмпирически доказал на примере различных штатов и округов США, что умеренное повышение МРОТ не влечёт за собой статистически значимого роста безработицы», – напоминает Ааб.
Говоря о рисках нестабильной занятости и гибких договоров, Ааб подчёркивает, что чрезмерно низкая минимальная зарплата может привести к росту социальной нагрузки на государство.
«Если бы минималки не было или она была бы слишком низкой, всё больше семей, глава которых получает установленный минимум, были бы вынуждены получать социальные пособия, чтобы сводить концы с концами», – отмечает он.
По его словам, в таком случае возникает искажение самой логики перераспределения.
«Это означало бы, что налогоплательщики субсидировали бы через систему социальной защиты те предприятия, которые платят особенно низкие зарплаты», – поясняет Ааб.
«По сути, это выглядело бы как перераспределение в кривом зеркале: налоги, собранные с предприятий, выплачивающих своим работникам более высокие зарплаты, использовали бы для того, чтобы искусственно удерживать на плаву бизнес-модели, опирающиеся на дешёвую рабочую силу», – добавляет он.
Отдельно Ааб обращает внимание и на налоговый аспект.
«Низкая минималка означает также рост недополучения налогов, – отмечает он. – Распространённая практика – выплата предпринимателями себе минимальной зарплаты с получением остального дохода в виде дивидендов».
Комментируя предложения об отмене минималки, её региональной дифференциации или замораживании, Ааб предупреждает о долгосрочных последствиях для регионов.
«Это бы ещё больше увеличило разницу в зарплатах между столицей и остальными уездами. Результатом станет отток населения и стремление жителей сельских регионов и небольших городов переезжать в столицу или вовсе за границу», – считает он.
По словам Ааба, неравенство между регионами Эстонии уже сейчас слишком велико.
«Эстонии нужна гораздо более решительная региональная политика, в том числе – в создании рабочих мест с большей добавленной стоимостью в регионах, – говорит Ааб. – Экономическая политика страны должна значительно больше учитывать специфику разных регионов».
В качестве примера он указывает на изменения в распределении европейских средств.
«По предложению социал-демократов, 40% получаемых от ЕС средств на развитие предпринимательства направлены в этом периоде финансирования за пределы Таллинна и Харьюмаа. В прошлые годы этот показатель был в два раза ниже», – отмечает Ааб.
Говоря о границе между защитой работников и чрезмерным регулированием рынка труда, Ааб подчёркивает, что ориентиры заданы на уровне Европейского союза.
«Повышение МРОТ до 50% от средней или 60% от медианной зарплаты – один из рекомендательных показателей, указанных в директиве ЕС, а не выдумка социал-демократов и проф-союзов», – подчёркивает он.
По его словам, большинство стран ЕС уже приводит своё законодательство в соответствие с директивой.
«Это означает, что во всём ЕС действуют одинаковые правила, и выполнение требований ЕС по минимальной зарплате не должно повредить нашей конкурентоспособности по сравнению с другими странами союза», – подчёркивает он.
В качестве примеров Ааб приводит Болгарию и Польшу.
«В самой бедной стране ЕС – Болгарии – правительство решило приравнять минимальную зарплату к 50% от средней уже с начала 2025 года. Несмотря на быстрый рост минималки, уровень безработицы там по-прежнему значительно ниже, чем в Эстонии», – отмечает он.
Минималку могут отменить: какие сценарии сейчас обсуждают и чего ждать работникам?

