Евгений Осиновский: правительство потерпело полное фиаско во время второй волны коронавируса

Kirill KlausКоронавирус

Действия эстонского правительства во время второй волны коронавируса можно назвать бессистемным волочением ног и полным фиаско, считает депутат Рийгикогу и бывший министр здоровья и труда Евгений Осиновский.

В понедельник в Рийгикогу обсуждалась поправка о компенсации больничного с первых дней болезни. В конце концов это произошло, но правительство опоздало с этой мерой на несколько месяцев.

Поправка вступит в силу с 1 января, когда больницы уже будут задыхаться от перегрузки. В связи с этим она не окажет превентивного воздействия, потому что принимать ее надо было самое позднее в октябре. Я совершенно не понимаю, как можно оправдать такое бессистемное волочение ног со стороны правительства.

Конечно, можно сказать, что компенсация больничных — лишь единичный вопрос. Это так, но он хорошо иллюстрирует полное фиаско правительство во время второй волны коронавируса.

«Департамент здоровья перестал справляться с отслеживанием контактов зараженных с конца октября, а 5 ноября правительству показали первые прогнозы распространения эпидемии».

Эксперты рекомендовали быстро принять решение по поводу больничных с сентября, но правительство все взвешивало да размышляло. Между тем вирус беспрепятственно делал дальше свою разрушительную работу.

Правительство не может сказать, что его не предупреждали и не требовали от него системных действий. Департамент здоровья перестал справляться с отслеживанием контактов зараженных с конца октября, а 5 ноября правительству показали первые прогнозы распространения эпидемии. По этим прогнозам, нынешние 300 человек в больницах были самым черным сценарием.

Правительство послушало, внесло пару косметических изменений и продолжило заниматься референдумом о браке, отправкой гомосексуалов в Швецию, злоупотреблением служебным автомобилем и тому подобным. Прогнозам ученых не поверили.

26 ноября правительству показали новый прогноз, по которому 400 госпитализированных пациентов к середине декабря были уже скорее оптимистичным вариантом, который возможен при принятии серьезных мер. А если по-прежнему ничего не делать, то к концу года можно увидеть в больницах 600-800 человек. Послушали, сделали серьезное лицо и решили закрывать бары аж с полуночи (прошу прощения за сарказм).

Один министр говорит, что надо ходить в спортзал для повышения иммунитета, и закрывать спортзалы нельзя; второй говорит, что нельзя закрывать бары, потому что им и так тяжело. А маски, безусловно, надо носить, конечно, если ты сам с этим согласен и всерьез взвесил этот вопрос, но на самом деле это не должна быть маска, а если очень внимательно вслушаться, то прямой обязанности носить маску все-таки нет (прошу прощения еще раз).

Михаил Кылварт был один из немногих руководителей местных самоуправлений, которые поняли серьезность положения и беспомощность правительства, в связи с чем Таллинн принял совершенно адекватные меры, но правительство начало его за это бранить.

Но что означал этот поступивший от ученых 26 ноября сигнал о потребности в госпитализации? Если социальные контакты существенно не сократятся (добровольно или в сочетании с ограничениями), то в декабре система больниц в Эстонии захлебнется. Вот и все. Это говорили и доктор Старкопф, и доктор Суле, и доктор Талвинг, и доктор Попов. Наши перегруженные медики и сеть больниц окажется просто не в состоянии заниматься плановым лечением, потому что они будут заниматься больными с коронавирусом. Это исключительно серьезное дело.

Это означает, что в дополнение к смертям от COVID-19 мы начнем видеть смерти и постоянный ущерб здоровью и в случае совсем других диагнозов, потому что люди не будут вовремя получать обычную медицинскую помощь. Особенно если перегрузка системы больниц продлится несколько месяцев.

Теперь прогнозы постепенно становятся удручающей реальностью. Через неделю в больницах будет 350 коронавирусных пациентов, и их число продолжит расти. Показатель кумулятивной заболеваемости в Ида-Вирумаа один из самых высоких в Европе (а соответственно, и в мире), места в уездных больницах, по сути, закончились, а доля положительных тестов в иной день почти достигает 20%.

Недавнее мониторинговое исследование Тартуского университета показывает, что скрытое распространение вируса существенно увеличилось, поэтому статистика положительных тестов, в действительности, может рисовать более радужную картину, чем обстоят дела на самом деле.

«Сейчас на кону стоит возможность облегчения в начале следующего года. Каждый день промедления переносит этот момент все дальше в будущее. И оплачивается человеческими жизнями».

Научный совет предложил существенно ужесточить ограничения в Ида-Вирумаа, но правительство снова решило не принимать никаких решений (комментарий Евгения Осиновского был опубликован 8 декабря; правительство приняло решения о новых ограничениях на следующий день — ред.). Министр социальных дел Танел Кийк сказал, что надо обсудить и посовещаться, и тогда, может быть, проведем вместо этого какую-нибудь кампанию по информированию.

Что же должно произойти, чтобы правительство начало вести себя адекватно? Друзья, чего вы ждете?

Мы ведь с весны знаем, что в случае этого вируса надо уметь заглядывать на две недели вперед. Ученые провели необходимую подготовительную работу. Из-за управленческих ошибок правительства рождественские праздники и так станут для народа Эстонии временем ужасной изоляции и лишений.

Сейчас на кону стоит возможность облегчения в начале следующего года. Каждый день промедления переносит этот момент все дальше в будущее. И оплачивается человеческими жизнями.

Комментарий Евгения Осиновского был опубликован 8 декабря на странице политика в Facebook и размещен на портале  ERR.

Евгений Осиновский: правительство потерпело полное фиаско во время второй волны коронавируса