Катри Райк: Март Хельме, каждый человек ценен

Kirill KlausUncategorized @ru

Недавнее заявление министра внутренних дел Марта Хельме в Рийгикогу о том, что 1 500 человек не являются для Эстонии чем-то значительным, – жестоко и цинично. Грустно до слез. И я готова к обвинениям, что я сейчас взвинчена. Да, так и есть.

Председатель EKRE Март Хельме позволил себе вышеупомянутое суждение на парламентском инфочасе, где речь шла о 1 500 живущих в Эстонии детях, которые в результате запланированной правительством поправки к Закону о гражданстве формально станут гражданами Эстонии, но при этом не смогут отказаться от своего российского гражданства до достижения ими совершеннолетия.

Тем самым они до 18 лет будут лишены возможности реально быть гражданами Эстонии. Поправка к закону не дает возможности двойного гражданства. Сейчас же законодательство разрешает детям иметь два гражданства.

Так что по какой-то причине было решено, что именно к этой конкретной целевой группе должно быть другое отношение.

Министр внутренних дел Март Хельме сказал следующее: «Это касается 1 500 человек. Речь не идет о миллионах. У нас есть более острые проблемы с наемной рабочей силой, миграционным натиском с Востока». В маленькой Эстонии каждый человек ценен. Разумеется, так должно быть и для министра внутренних дел, который отвечает за внутреннюю безопасность.

На этом же инфочасе Хельме заявил, что нападки оппозиции на правительство антиконституционны, и Полиции безопасности следовало бы заняться этим вопросом. Я не уверена, что министр внутренних дел понял, что сказал. Я готова ответить за свои слова. А господин Хельме готов?

Глава МВД Хельме во время инфочаса трижды менял свое мнение о том, могут ли и если да, то как, родители ходатайствовать об отказе от гражданства Российской Федерации своего ребенка.

Сначала он по непонятным причинам обвинил прежние правительства, которые никак не могут отвечать за российское законодательство. Видимо, министр внутренних дел просто еще не успел разобраться в этом вопросе.

Затем Хельме утверждал, что были случаи отказа от гражданства. Но конкретные примеры он привести не смог. В итоге он все же подтвердил, что на самом деле невозможно отказаться от гражданства до того, как ребенку исполнится 18 лет.

Цитирую: «Но мы создаем предпосылки для тех молодых людей, которые выражают явное желание, в том числе со своими родителями или одним из родителей, стать гражданином Эстонии и пройти все соответствующие процедуры. Мы прокладываем им дорогу и, достигнув совершеннолетия, они будут знать, что их гражданством может быть гражданство Эстонии, а не Российской Федерации или какой-либо третьей страны».

Эти ответы недвусмысленно указывают на то, что министр не владеет важной темой в своей сфере ответственности, что он не удосужился углубиться в этот вопрос. И это непозволительно. «Спасибо» министру Урмасу Рейнсалу, который, судя по всему, и является архитектором этой циничной законодательной поправки и который на протяжении двух часов консультировал своего дорогого коллегу в зале Рийгикогу, пока тому задавали вопросы.

Еще раз, чтобы было окончательно понятно: коалиция внесла в Рийгикогу поправку к закону, которая предоставила бы гражданство Эстонской Республики детям и молодым людям, по меньшей мере один из родителей которых жил в Эстонии до 20 августа 1991 года.

Правительственные партии разрешили бы давать гражданство и в том случае, если один из родителей не имеет гражданства, а другой имеет гражданство третьего государства. Поправка также гласит, что от гражданства третьей страны следует отказаться. Закон Российской Федерации предусматривает это только в том случае, если и родитель меняет свое гражданство.

Мое конструктивное предложение таково: правящие партии, пожалуйста, уберите из законопроекта требование о том, что дети должны отказаться от своего второго гражданства до достижения совершеннолетия. Это было бы справедливо. К сожалению, то, что мы слышим сегодня, не дает нам повода надеяться, что такое решение будет принято. Но я все же надеюсь на это.

И в заключение. Было бы справедливо, если бы коалиционные партии признались: мы не можем достигнуть консенсуса в вопросе гражданства, мы не будем ничего менять. Нельзя так дурачить людей. К сожалению, данный законопроект – это издевательство над людьми, которые живут в Эстонии и платят здесь налоги. Что особенно печально, так это то, что 1500 человек, о которых мы говорим, – это не взрослые, а родившиеся в Эстонии дети.